Компании назвали самых неуступчивых партнеров в пандемию
Меньше всего бизнесу шли на уступки арендодатели — переговоры об изменении условий аренды вели 85% участвовавших в опросе НАФИ предприятий, но уступок по платежам добились только 13%
Аналитический центр НАФИ опросил компаниина предмет того, в каких отраслях их деловые партнеры больше всего шли на уступки или искали пути облегчения взаимодействия во время кризиса из-за пандемии COVID-19. Таким образом центр выяснил, в каких отраслях наиболее высок уровень лояльности к поставщикам и контрагентам со стороны организаций-клиентов. Результаты исследования есть у РБК.
Каждой отрасли НАФИ присвоил определенное значение индекса лояльности (NPS), от-100 до +100. Значение зависит от того, готовыли компании-клиенты рекомендовать своих подрядчиков и поставщиков.
В опросе участвовали топ-менеджеры 2,5 тыс. компаний — представителей малого, среднего и крупного бизнеса, работающих на российском рынке. Опрос проводился в онлайн-формате и по телефону. Опрошены компании из 85 регионов России
Самый низкий уровень лояльности, который говорит, что в этой отрасли бизнес реже всего шелна уступки своим клиентам,— в сфере аренды коммерческойнедвижимости (индекс -2). Опрос показал, что переговоры о возможности пересмотра условий аренды вели 85% предпринимателей, однако добились уступок по платежам только 13%.
Также сравнительно низкий уровень лояльности— у образовательной сферы (образовательные услуги, тренинги, индекс 2) и телекоммуникационной (интернет, телефонная связь, индекс 5).
Почти две трети крупных компаний будут экономить на офисах после пандемии
Бизнес
Наибольшей кооперации бизнесу удалось достичь с банками для юридических лиц (25), лизинговыми фирмами (24) и поставщиками канцелярии и расходных материалов (21).
Во второй тройке по уровню лояльности компаний-клиентовидут разработчики сайтов или мобильных приложений (19), поставщики рекламных или дизайнерский услуг (16) и грузовые компании (16).
Как отмечают в НАФИ, этому способствовало сокращение продаж по традиционным каналам и активное развитие онлайн-каналов дистрибуции. По данным центра, в начале 2021 года бизнес планировалпотратить на свои сайты в пять раз больше, чем в 2019-м.
«В прошлом году пандемия проверила деловые отношения между предпринимателями на прочность. В некоторых сферах эти отношения оказались довольно крепкими, и это помогло многим компаниям относительно безболезненно преодолеть экономический кризис,— отметил заместитель генерального директора НАФИ Тимур Аймалетдинов.— В других случаях компании становились заложниками— например, те, чей бизнес был сильно завязан на аренду коммерческой недвижимости, вынуждены были или уходить в онлайн, или закрываться».
Пессимизм директоров российских компаний упал до рекордно низкого уровня
Экономика
При этом, подчеркнул Аймалетдинов, эта «проверка отношений» меняет структуру рынка, когда компании ищут более гибкие условия сотрудничества, активнее сравнивают условия и переключаются на новых контрагентов.
В конце мая опрос, проведенный Knight Frank, показал, что почти две трети (65%) крупных компаний на фоне пандемии решили сократить свои расходы за счет реструктуризации офисных пространств. Почти половина опрошенных (48%) заявили, что пандемия окажет влияние на их стратегию относительно офисной недвижимости в среднесрочной перспективе, а 27% посчитали, что это влияние будет долгосрочным.
Мария Лисицына,
Антон Фейнберг